WWW.KONFERENCIYA.SELUK.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА - Конференции, лекции

 

Содержание

Введение

раздел I

оСновные понятия и концепции

Лекция 1. Мировая экономика: общая характеристика............. 8

Лекция 2. Теории мирового хозяйства

Лекция 3. Типология стран мира

раздел II

оСобенноСти мирового размещения

производительных Сил

Лекция 4. Природно-ресурсный потенциал мировой экономики

Лекция 5. Население и человеческий потенциал мира........... 81 Лекция 6. Трудовые ресурсы мирового хозяйства..................10 Лекция 7. Научно-образовательный потенциал мировой экономики

Лекция 8. Управленческо-предпринимательский потенциал и ресурсы неформальной экономики мира...........166 Лекция 9. Финансовые ресурсы мирового хозяйства............. Лекция 10. Отраслевая структура мировой экономики.......... раздел III мировая экономика на Современном этапе Лекция 11. Интернационализация и глобализация хозяйственной жизни

 Лекция 12. Механизм современной мировой экономики......2 Лекция 13. Научно-техническая революция и постиндустриализация мирового хозяйства.

«Новая экономика»

Лекция 14. Либерализация хозяйственной жизни в мире.

Изменяющаяся роль государства в экономике... раздел IV оСобенноСти развития важнейших региональных и национальных экономичеСких СиСтем Современного мира Лекция 15. Вводная

Лекция 16. Экономика стран СНГ

Лекция 17. Экономика стран Западной, Центрально-Восточной и Балканской Европы...0 Лекция 18. Экономика стран Северной Америки

Лекция 19. Экономика стран Центральной и Южной Америки

Лекция 20. Экономика стран Африки к югу от Сахары......... Лекция 21. Экономика стран Северной Африки и Среднего Востока

Лекция 22. Экономика стран Южной Азии

Лекция 23. Экономика стран Восточной Азии и Тихого океана

Заключение

введение Предлагаемый вниманию читателей курс лекций написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 060600. При этом автор надеется, что книга может послужить полезным источником также для экономистов, социологов, других специалистов — для всех, кто интересуется социально-экономическими проблемами современного мира.

предметом курса является мировое хозяйство — его механизм, ресурсы, основные тенденции и перспективы развития, экономика основных регионов и стран мира. Акцент сделан на многообразии социально-экономических и политических процессов в современном мире, их связи с другими процессами общественной жизни.

В рамках курса преподавателям необходимо решить две главные задачи:

— содействовать развитию у студентов навыков анализа экономических процессов на макроуровне, необходимых для последующей профессиональной деятельности;

— научить их самостоятельно работать с экономической литературой, систематизировать и обобщать информацию, статистические данные, содержащиеся в справочной, научной литературе, специализированной периодической печати.

Введение Книга состоит из четырех разделов. В разделе I дана общая характеристика мировой экономики и международного разделения труда, кратко изложены главные теории мирового хозяйства, представлена типология стран мира. В разделе II рассмотрены особенности мирового размещения ресурсов и отраслевая структура мирового хозяйства. В разделе III анализируются механизм мирового хозяйства, тенденции и перспективы развития мировой экономики, глобальные проблемы мирового хозяйства и экономического развития.

В разделе IV описаны место и роль регионов мира и входящих в них стран во всемирном хозяйстве.

В качестве дополнительных источников, в целях расширения и углубления знаний по данной дисциплине, могут быть использованы прежде всего фундаментальные отечественные учебники для студентов экономических специальностей и направлений1. Хорошим концептуальным подспорьем послужит самый популярный в мире учебник американских авторов по международной экономике2. Чрезвычайно богатый материал представлен на сайтах главных международных организаций. Весьма ценным источником информации является выпущенный недавно коллективом российских специалистов справочник. Уникальный историко-экономический и статистический материал введен в оборот благодаря книге, подготовленной авторским коллективом ИМЭМО РАН4.

См., напр.: Ломакин В. К. Мировая экономика: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 75 с.;

Мировая экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. — М.: Юристъ, 2002. — 74 с.

Кругман П. Р., Обстфельд М. Международная экономика: Теория и политика: Пер. с англ. — 5-е междунар. изд. — СПб.: Питер, 200. — 82 с.

Страны и регионы мира: экономико-политический справочник / Под ред. А. С. Булатова. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 624 с.

Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред.

И. С. Королева. — М.: Экономистъ, 200. — 604 с.

Также очень важно развивать стремление будущего специалиста самостоятельно черпать новые идеи и сведения из периодических изданий; для курса мировой экономики особое значение имеет обращение к следующим отечественным журналам (перечень приведен в алфавитном порядке): «Азия и Африка сегодня», «Вопросы экономики», «Латинская Америка», «Мировая экономика и международные отношения», «Проблемы Дальнего Востока», «США: экономика, политика, культура».

Завершая предисловие, автор хотел бы выразить надежду, что предлагаемая книга станет интересным собеседником для многих неравнодушных читателей, которые обратятся к изучению весьма непростых и увлекательных проблем замечательной академической дисциплины, чья практическая нагрузка неуклонно и стремительно возрастает, — к постижению тайн мировой экономики.



оСновные понятия и концепции В современной экономической и общественно-политической литературе все чаще встречаются термины «мировая экономика», «мировое хозяйство», «всемирное хозяйство», «глобальная экономика». Обычно, если авторы вкладывают в одно из этих понятий особый смысл, они дают разъяснение соответствующей специфики. Но в подавляющем большинстве случаев перечисленные категории используются как взаимозаменяемые, обозначающие один и тот же феномен; в рамках данной книги мы будем употреблять их подобным образом, во избежание чрезмерной, назойливой пестроты говоря преимущественно о мировой экономике либо мировом хозяйстве.

В отечественной науке в качестве господствующего давно утвердилось определение мировой экономики (мирового хозяйства) как совокупности национальных экономик и их хозяйственных Лекция 1. Мировая экономика: общая характеристика отношений друг с другом, т.е. международных экономических отношений1. Иногда это определение сужают, сводя понятие мирового хозяйства к совокупности только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром. Однако справедливо подчеркивается, что «различие между двумя определениями становится все менее заметным, так как в любой стране остается все меньше отраслей и подотраслей, которые бы не взаимодействовали с внешним миром прямо или косвенно, например, через те отрасли национальной экономики, которые активно торгуют на внешнем рынке»2.

Сразу следует отметить, что в контексте принятого рабочего определения мировой экономики под национальной экономикой (национальным хозяйством) понимается экономика стран мира, т.е. как государств в строгом международно-правовом смысле (англ. states), так и территорий (англ. territories and areas) — преимущественно тех частей государств, которые имеют особый экономический и/или политический статус.

Примерами территорий разных типов могут служить Тайвань (считает себя независимым государством, однако международное сообщество официально признает его только в качестве провинции КНР) и Гонконг (специальный административный район в составе КНР с высоким уровнем политической и экономической автономии).

Анализируя структуру мирового хозяйства, полезно принимать во внимание особенности экономики (хозяйства) См., напр.: Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник / С. И. Долгов, В. В. Васильев, С. П. Гончарова и др. — М.:

Высш. школа, 1990. — С. 246.

Мировая экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. — М.:

Юристъ, 2002. — С. 0.

См.: Страны и регионы мира: экономико-политический справочник / Под ред. А. С. Булатова. — М.: ТК Велби; Проспект, 2005. — С. 5.

Раздел I. Основные понятия и концепции регионов мира. Подходы к определению категории «регион мира» весьма разнообразны. По нашему мнению, регион мира можно охарактеризовать как совокупность географически относительно близких, соседствующих стран, которые обладают, с одной стороны, определенной культурно-исторической, социально-экономической и политико-правовой общностью, с другой — соответствующими особенностями по сравнению со странами прочих регионов. В данной книге мы рассмотрим хозяйство следующих экономико-политических регионов (перечень включенных в них стран приведен в алфавитном порядке и в устоявшемся русскоязычном варианте):

1) Содружество Независимых Государств: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина (12 стран);

2) Западная, Центрально-Восточная и Балканская Европа: Австрия, Азорские острова, Албания, Андорра, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Гибралтар, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канарские острова, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, острова Мадейра, Македония, Мальта, Монако, остров Мэн, Нидерланды, Норвегия, Нормандские острова, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сербия и Черногория, Словакия, Словения, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония (47 стран);

) Северная Америка: Гренландия, Канада, Мексика, СенПьер и Микелон, Соединенные Штаты Америки (5 стран);

4) Центральная и Южная Америка: Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Аруба, Багамы, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Боливия, Бразилия, Британские Виргинские острова, Венесуэла, Виргинские острова, Гаити, Гайана, Лекция 1. Мировая экономика: общая характеристика Гваделупа, Гватемала, Гвиана, Гондурас, Гренада, Доминика, Доминиканская Республика, Каймановы острова, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мартиника, Монтсеррат, Нидерландские Антиллы, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Пуэрто-Рико, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Суринам, острова Теркс и Кайкос, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Фолклендские (Мальвинские) острова, Чили, Эквадор, Ямайка (46 стран);

5) Африка южнее Сахары: Ангола, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, ГвинеяБисау, Демократическая Республика Конго, Джибути, Замбия, Зимбабве, Кабо-Верде, Камерун, Кения, Коморские Острова, Конго, Кот-д’Ивуар, Лесото, Либерия, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Майотта, Малави, Мали, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Реюньон, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, остров Святой Елены, Сейшельские Острова, Сенегал, Сомали, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Уганда, Центрально-Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Южно-Африканская Республика (50 стран);





6) Средний Восток и Северная Африка (этот регион часто фигурирует в источниках как Ближний и Средний Восток4):

Алжир, Афганистан, Бахрейн, Египет, Западная Сахара, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Палестина, Саудовская Аравия, Сеута и Мелилья, Сирия, Судан, Тунис, Турция (24 страны);

7) Южная Азия: Бангладеш, Бутан, Мальдивы, Индия, Непал, Пакистан, острова Чагос, Шри-Ланка (8 стран);

См.: Страны и регионы мира: экономико-политический справочник. — С. 5.

Раздел I. Основные понятия и концепции 8) Юго-Восточная Азия: Бруней, Восточный Тимор (Тимор-Лесте), Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины (11 стран);

9) Восточная Азия: Гонконг (Сянган), Китай, Корейская Народно-Демократическая Республика, Макао (Аомынь), Монголия, Республика Корея, Тайвань, Япония (8 стран);

10) Австралия и Океания: Австралия, Американское Самоа, Вануату, Гуам, Кирибати, Кокосовые (Килинг) острова, острова Кука, Маршалловы Острова, Микронезия, Науру, остров Ниуэ, Новая Зеландия, Новая Каледония, остров Норфолк, Палау, Папуа — Новая Гвинея, острова Питкэрн, остров Рождества, Самоа, Северные Марианские острова, Соломоновы Острова, Токелау, Тонга, Тувалу, Уоллис и Футуна, Фиджи, Французская Полинезия (27 стран).

Как видим, всего в десяти регионах мира насчитывается 2 стран, экономики которых подлежат анализу в качестве «базовых подразделений» мирового хозяйства. Наряду с национальными экономиками, основными составными частями механизма мирового хозяйства, его главными субъектами выступают транснациональные корпорации (ТНК), интеграционные объединения стран мира и международные экономические организации. Строго следуя приведенному выше определению, возникновение мирового хозяйства необходимо связывать если не с началом человеческого хозяйствования вообще, то уж точно со становлением первых государств. Опять-таки начиная с глубокой древности развивается интернационализация экономической жизни, наблюдается выход хозяйственных процессов за пределы государственных образований. Важнейшими вехами на этом пути были многочисленные революции в развитии средств транспортировки, зарождение и крушение империй мирового масштаба, интенсификация товарно-денежных отношений, опережающее экономическое развитие Западной Европы и Великие географические открытия Лекция 1. Мировая экономика: общая характеристика XV — XVII вв., утверждение капиталистического способа хозяйствования и промышленная революция.

Однако большинство исследователей полагают, что мировое хозяйство окончательно сформировалось к концу XIX — началу XX века. Можно согласиться с тем, что к указанному моменту мировая экономика обрела высокую степень системной зрелости. Фактически достигла естественного географического предела колониальная экспансия, бурное развитие международного обмена привело к образованию подлинно глобального рынка, разворачивался широкомасштабный вывоз (и сопутствующий ввоз) капитала. В итоге резко изменилась общая экономическая картина мира.

Весьма полезный прием использовали российские специалисты, давшие сравнительную характеристику мировой экономики рубежа XIX–XX вв. и нашего времени5. Отметим здесь ключевые моменты. В начале прошлого века уровень экономического развития был намного ниже, чем в настоящее время (за столетие валовой мировой продукт, рассчитанный по паритету покупательной способности (ППС)6, увеличился примерно в 19 раз, ВВП на душу населения в мире — в 4,7 раза7). Это обстоятельство сказывалось на уровне и качестве жизни. В структуре мировой экономики доминировало сельское хозяйство. В промышленности мира преобладала легкая и пищевая индустрия, базировавшаяся в основном на кустарных и малых предприятиях. Сфера услуг была представлена преимущественно торговлей, а также домашней См.: Мировая экономика: Учебник. — С. 4–6.

Определение этого термина дается в лекции .

См.: Ломакин В. К. Мировая экономика: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — С. 65.

Раздел I. Основные понятия и концепции работой по найму, которую выполняла многочисленная домашняя прислуга (ее держали даже люди среднего достатка). В то же время мировому хозяйству рубежа XIX–XX вв., как и нынешнему, была присуща высокая степень участия в нем национальных экономик. Для многих стран значение поступивших из-за рубежа факторов производства было даже выше, чем сейчас. Так, в России после 1897 г. около 40% инвестиций в промышленность обеспечивалось финансами, поступавшими из-за границы, а к началу Первой мировой войны эта доля поднялась до 55%. Однако транснациональные корпорации были немногочисленны, а межгосударственные интеграционные объединения вообще отсутствовали.

Международные организации также были немногочисленны и вдобавок слабы. Хозяйственная жизнь внутри национальных экономик и в мировой экономике в целом была не менее либеральной (а по многим показателям — даже более либеральной), чем сейчас. Классический капитализм свободной конкуренции, все еще преобладавший в ведущих странах мира, означал низкие государственные расходы и невысокие налоги, относительную свободу международной торговли и движения капитала и рабочей силы, хотя индустриализирующиеся страны увеличивали импортные пошлины.

Специалистами предлагаются разные варианты периодизации развития мировой экономики после достижения ею высокой степени системной зрелости в начале ХХ века. Считаем, что не подлежит сомнению рубежный характер Первой мировой войны: она принесла крушение, радикальное преобразование всей системы мирохозяйственных связей, существовавшей накануне этой глобальной катастрофы. Попытаемся предложить вариант периодизации, который, на наш взгляд, является достаточно обоснованным и, в хорошем смысле, компромиссным.

1. Период с начала Первой мировой войны до конца Второй мировой войны характеризуется главным образом Лекция 1. Мировая экономика: общая характеристика сворачиванием мирохозяйственных связей (кстати, что касается отрицательной динамики товарного экспорта, то в 20– 0-е гг. ХХ в. единственное исключение среди крупнейших стран составлял Советский Союз). В результате объем мировой торговли вышел на уровень 191 г. только спустя четыре десятилетия, а объем движения факторов производства — еще позже. На всем протяжении данного периода в мире наблюдалась общая неустойчивость хозяйственных связей, а после острейшего экономического кризиса конца 20-х — начала 0-х гг. проявились сильные тенденции к автаркии, обособлению национальных экономических комплексов.

2. Период второй половины 40-х — конца 70-х гг. с самого начала ознаменовался довольно интенсивным восстановлением мирохозяйственных связей. В то же время глобальные политические процессы привели к разделению мировой экономики на две обособившиеся подсистемы — социалистическую и капиталистическую. Возникли первые интеграционные группировки (ЕС, СЭВ). Бурно шел процесс транснационализации хозяйственной жизни, на основе которого между странами активно перемещались знания (технологии), предпринимательские способности и предпринимательский капитал. В 50-е гг. началось достаточно быстрое сближение уровней развития США и других промышленно развитых государств — Советского Союза, стран как Западной, так и Восточной Европы, Канады, Японии, Австралии, Новой Зеландии. В то же время увеличивался разрыв по этим показателям между развитыми и развивающимися странами; последние, особенно с середины 60-х гг., стали активно подчеркивать значение и специфику своей роли в мировой экономике.

. Период 80–90-х гг. стал для наиболее экономически развитых стран временем интенсивной постиндустриализации хозяйства, для большинства стран социалистического лагеря — временем возвращения к рыночным основам хозяйРаздел I. Основные понятия и концепции ствования, для ряда государств «третьего мира» (прежде всего для группы новых индустриальных стран (НИС)) — временем активного преодоления своего экономического отставания, практически для всех стран — временем существенной либерализации внутренней и внешней хозяйственной жизни.

В качестве ключевого феномена экономики, политики, идеологии стала рассматриваться так называемая глобализация.

Первые годы нового тысячелетия можно расценивать как начало очередного этапа развития мирового хозяйства. Доказательство этого тезиса будет приведено в последующих лекциях.

Основой интернационализации хозяйственной жизни с первых этапов ее развития выступало международное разделение труда — специализация отдельных стран на производстве определенных товаров и услуг, которыми они обмениваются между собой. С интенсификацией международного обмена повышается степень устойчивости этой специализации.

Функционирование каждой из 28 национальных экономик, хозяйства всех десяти регионов мира и мирового хозяйства в целом основывается на использовании экономических ресурсов (факторов производства). Можно выделить следующие разновидности экономических ресурсов:

1) природные ресурсы;

2) человеческий потенциал и трудовые ресурсы;

) научно-образовательные ресурсы (ресурсы знаний);

4) управленческо-предпринимательские ресурсы;

5) ресурсы неформальной экономики;

6) финансовые ресурсы.

В совокупности имеющиеся факторы производства образуют ресурсный потенциал национальной экономики, либо экономики региона мира, либо мирового хозяйства в целом.

Сегодня объем международного движения факторов производства (экономических ресурсов) вполне сопоставим с объемом международного обмена производимой продукцией. Можно Лекция 1. Мировая экономика: общая характеристика утверждать, что к нынешнему моменту эти два процесса неразрывно переплелись в рамках целостной системы международных экономических отношений (мирохозяйственных связей).

международные экономические отношения можно определить как хозяйственные отношения, в которые вступают друг с другом разные страны, их юридические и физические лица, международные организации. Что касается форм международных экономических отношений, то любая их классификация содержит элемент условности. В целях обеспечения единства подходов будем опираться на вариант, предложенный российскими авторами в весьма фундаментальном учебнике. Их перечень включает следующие формы мирохозяйственных связей8:

— международная торговля товарами и услугами;

— международное движение капитала;

— международная миграция рабочей силы;

— международная торговля знаниями (международная передача технологии);

— международные валютно-расчетные отношения.

В соответствии с кратко обрисованной выше теоретической схемой группируются основные показатели участия страны в мировом хозяйстве (т.е. в международном разделении труда и движении экономических ресурсов): они отражают ее роль в мировом производстве товаров и услуг, в международной торговле, в международном движении капитала, рабочей силы, знаний. Характеристику конкретных показателей этого ряда будем давать по мере их приведения в данной книге, поскольку этот способ, по нашему мнению, делает усвоение материала наиболее эффективным.

См.: Мировая экономика: Учебник. — С. 0.

теории мирового хозяйСтва Характеристику теорий мировой экономики мы считаем нужным начать с марксистской концепции. Ведь подобно тому, как вся великая русская проза XIX–XX вв. в определенном смысле вышла из гоголевской «Шинели», так и вся отечественная экономическая наука наших дней в лучших своих образцах — произведениях экономистов старших, в том числе позднесоветских, поколений — вышла из марксова «Капитала». Да и примерная программа данной дисциплины, на которую мы опираемся, базируется на использовании марксистской категории производительных сил, фигурирующей далее уже в самом названии раздела II. Изложим суть марксистского подхода согласно материалам учебника, по которому в предперестроечный период усваивали основы экономической теории советские студенты-экономисты.

Утверждалось, что К. Маркс и Ф. Энгельс, опираясь на разработанные ими диалектический материализм и соответствующий ему метод научного познания, произвели революционный переворот во всей науке об обществе, в том числе и в политической экономии. Последовательно распространив диалектический материализм на область общественных явлений и процессов, они создали новую науку — исторический материализм, открыв тем самым объективную основу жизнедеятельности людей. В качестве таковой ими было представлено общественное производство.

К. Маркс открыл две неразрывно связанные между собой стороны общественного производства: производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства (совокупность предметов труда — веществ природы, на которые человек воздействует в процессе труда, и средств труда — того, чем человек воздействует на предметы труда) и люди, обладающие определенным производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие.

Люди — основной элемент производительных сил общества.

Производительные силы выступают в качестве ведущей стороны общественного производства.

Уровень развития производительных сил характеризуется степенью общественного разделения труда и соответствующим развитием средств труда, прежде всего техники, а также степенью развития производственных навыков и научных знаний. Поэтому производительные силы неправильно отождествлять только с техникой или только с элементами природы.

Производительные силы существуют лишь как общественные производительные силы. Производство всегда носит общественный характер. Вступая в активное взаимодействие с природой, люди одновременно вступают и в общественные отношения между собой, посредством которых только и возможно само это взаимодействие. Определенные связи и отношения, в которые люди независимо от своей воли и сознания вступают в процессе материального производства, называются общественно-производственными, или экономическими, отношениями. Эти отношения представляют собой прежде всего диктуемые самим процессом производства отношения собственности.

Единство двух взаимообусловленных сторон — производительных сил и производственных отношений — составляет способ производства. Исторически определенный способ Раздел I. Основные понятия и концепции производства с соответствующей ему нематериальной «надстройкой» называется социально-экономической формацией1.

Ключевое место в марксистской концепции занимает категория производительных сил, которая, по нашему убеждению, и сейчас обладает весьма значительным познавательным потенциалом. Важно исходить из адекватного ее определения.

Автор данного курса лекций писал еще в 1991 г.: «Производительные силы, как мы их понимаем, — это процесс преобразования Человеком, т.е. человечеством, природы окружающей и (во все большей мере) собственной, превращения ее даров в объективную основу общественного развития»2. При подобном подходе производительные силы принципиально не сводимы ни к марксовым «простым моментам процесса труда» (труд человека, предмет труда и средства труда), ни к сэевым или даже постсэевым «факторам производства»

(ныне часто именуемым экономическими ресурсами). Подчеркивалось, что наряду с указанными нужно анализировать многие другие моменты и факторы, которые находят обобщенное выражение в отраслевой структуре национального хозяйства. Ключом к познанию этой структуры является понятие производства.

Работая в русле марксистского подхода, мы установили, что любое национальное (народное) хозяйство включает в себя три наиболее крупные отрасли — сферы материального производства, духовного производства, социальных и политикоправовых услуг. Первые две сферы в совокупности составляют См.: Политическая экономия: Учебник для экономических вузов и факультетов. Т. 1. Капиталистический способ производства. — -е изд., доп. — М.: Политиздат, 1978. — С. –16.

Чернецкий Ю. А. Высшее образование в рыночной экономике. — М.: Институт мировой экономики и международных отношений АН СССР, 1991. — С. 10.

материальное производство в широком смысле, обеспечивают реализацию функций производительных сил общества.

Третья сфера поддерживает нормальные условия общественного развития, выражение и реализацию все более разнообразных социальных интересов. Что касается названия «сфера услуг», то оно, по нашему мнению, несет в себе слишком сильный элемент условности, чтобы его можно было признать удачным с научной точки зрения. Однако хотя бы в силу того, что данное понятие является общепринятым в современном мире, нам придется руководствоваться включающими его классификациями; впрочем, автор неизменно старается чаще применять категории, более точно отражающие положение дел: материальное производство, духовное производство и т.п. По своей сути марксистская теория была первой и, без сомнения, наиболее влиятельной версией той группы концепций, которая именуется как «теории стадий развития». В качестве таких стадий марксизм применительно к экономике рассматривает способы производства, а применительно к социуму в целом — общественно-экономические формации. Функционирование и развитие мирового хозяйства ученые-марксисты характеризуют как сосуществование и состязание на глобальной арене не только отдельных стран и территорий, но и различных способов производства — первобытно-общинного, азиатского, рабовладельческого, феодального, капиталистического, социалистического (коммунистического).

После Второй мировой войны сторонники марксистского подхода стали различать две подсистемы мирового хозяйства — мировое капиталистическое хозяйство (мироЧернецкий Ю. А. Указ. соч. — С. 18–19.

Раздел I. Основные понятия и концепции вая капиталистическая система хозяйства) и мировое социалистическое хозяйство (мировая социалистическая система хозяйства). Государства, охватываемые мировым капиталистическим хозяйством, подразделялись на развитые капиталистические и развивающиеся страны4. В настоящее время марксистская экономическая теория переживает глубокий кризис, связанный с неудачей, которую потерпел всемирно-исторический коммунистический эксперимент, однако мы полагаем, что познавательный и творческий потенциал марксизма далеко не исчерпан, а представители его еще смогут сказать свое слово в грядущих общественно-научных дискуссиях.

Другие широко известные теории стадий развития — теория стадий экономического роста У. Ростоу (США), теория единого индустриального общества Р. Арона (Франция), теория нового индустриального общества Дж. Гэлбрейта (США), различные теории постиндустриального общества и т.п. — фактически являлись попытками либо создания альтернативы марксизму (не случайно У. Ростоу дал своей этапной работе 1960 г. подзаголовок «Некоммунистический манифест»), на наш взгляд, сильно уступающими главным трудам К. Маркса и Ф. Энгельса по теоретической мощи, либо синтеза марксизма с немарксистскими концепциями в сочетании со своеобразными перепевами основополагающих марксистских идей.

Особое место в этой группе с середины 70-х гг. ХХ в. заняла концепция постиндустриального общества, которая претендует на роль общесоциологической теории поступательного развития человечества. Виднейшими представителями ее являются Д. Белл, Г. Кан, З. Бжезинский, А. Тоффлер См., напр.: Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник / С. И. Долгов, В. В. Васильев, С. П. Гончарова и др. — М.:

Высш. школа, 1990. — С. 246–247.

(США), Ж. Фурастье и А. Турен (Франция). Основные положения данной концепции разделяют также многие другие экономисты, социологи, политологи и футурологи. В основу членения всемирной истории на доиндустриальное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное общества в рамках этой теории положен уровень техники производства, а также отраслевое и профессиональное разделение труда. Утверждается, что в зависимости от уровня техники в обществе последовательно преобладают «первичная» сфера экономической деятельности (сельское хозяйство), «вторичная» сфера (промышленность), а ныне на эту роль выдвигается «третичная» сфера — сфера услуг, среди которых ведущую роль приобретают наука и образование. Каждой из этих трех стадий развития присущи свои главенствующие формы социальной организации (церковь и армия в аграрном обществе, корпорации — в индустриальном, университеты — в постиндустриальном), а также господствующее положение определенного сословия5.

В 90-е гг. особенно популярными становятся две противостоящие «социокультурные» концепции. В основе первой из них, так называемой теории единой цивилизации, лежит идея о постепенном движении всех стран мира к единому политическому, социальному и экономическому строю — либеральной демократии. Сторонники ее считают, что подобный строй уже сложился на Западе, а когда его достигнут остальные страны по мере их либерализации, мир превратится в совокупность обществ, построенных по единому эффективному образцу. Фактически мир станет единым обществом, и в результате, по выражению Ф. Фукуямы (США), настуСм.: Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред.

Г. В. Осипова. — М.: Изд. группа НОРМА — ИНФРА-М, 1999. — С. 4.

Раздел I. Основные понятия и концепции пит как бы «конец истории». Автор другой концепции этой группы, так называемой теории столкновения цивилизаций, С. Хантингтон (США) полагает, что после «холодной войны»

политический и культурный мир становится все более многополярным и включает в себя восемь главных цивилизаций:

западную, исламскую, индуистскую, китайскую, японскую, православную, африканскую и латиноамериканскую. Причем и в дальнейшем мир будет представлять собой не единую цивилизацию, а совокупность разных цивилизаций. Между ними имеется много общего, но немало и существенных различий, которые никогда не сотрутся.

В последние десятилетия прошлого века значительную популярность завоевал мир-системный анализ (миро-системный подход), основоположником которого является американский экономист, историк и социолог И. Валлерстайн, последователь выдающегося французского историка Ф. Броделя. Основные идеи мир-системного анализа И. Валлерстайн впервые изложил в масштабном исследовании «Современная мир-система», три тома которого увидели свет в 1974, 1980 и 1989 годах.

С точки зрения И. Валлерстайна, исходной единицей для анализа процессов дифференциации, интеграции и социальной эволюции является не отдельное общество, а мировая (глобальная) социальная система, или мир-система (англ.

world-system), т.е. «система, которая сама является миром».

Мир-система обладает имманентной динамикой: определяющие ее развитие силы не зависят от внешнего окружения системы, а также от социальных процессов, происходящих внутри составляющих систему обществ; дифференциация частей мировой системы выражается в международном разделении труда, обеспечивающем самодостаточность системы в целом.

Кроме того, всякая мир-система включает в себя множество культур, которые в совокупности образуют воспринимаемый отдельными действующими лицами «весь мир».

И. Валлерстайн говорит о трех основных типах мир-систем, которые в целом соответствуют основным стадиям социальной эволюции. Самый ранний тип мир-системы — это мир-империя, которая политически интегрирует многообразие локальных культур. В качестве примеров мир-империй рассматриваются Древний Египет, Римская империя, Россия эпохи крепостного права. Второй и господствующий с начала Нового времени тип мир-системы — это мир-экономика, или мир-хозяйство (англ. world-economy). Мир-экономику составляют политически независимые государства, каждое из которых обычно формировалось или формируется вокруг единой национальной культуры. Входящие в мирэкономику государства объединены общей хозяйственной системой. Единственный исторически известный пример мир-экономики — это современная, или европейская, мирэкономика, в которую включаются и существовавшие прежде или ныне существующие социалистические государства с плановой экономикой. Третий тип мир-системы — мирсоциализм — является сугубо теоретической конструкцией, до сих пор не нашедшей исторического воплощения. По И. Валлерстайну, мир-социализм представляет собой единую политико-экономическую систему («мировое правительство»), в которой культурная дифференциация полностью вытеснит экономическое неравенство и политическое разделение современных национальных государств.

Современная мир-экономика, согласно И. Валлерстайну, состоит из трех типов государств-участников:

— составляющих ее «ядро» высокоразвитых государств, которые обладают сильной и эффективной политической организацией, занимают господствующую позицию Раздел I. Основные понятия и концепции в мир-хозяйстве и извлекают максимальную выгоду из «всемирного разделения труда»;

— «периферийных» государств, которые служат преимущественно сырьевой базой мир-хозяйства, управляются слабыми правительствами и экономически зависимы от «ядра» (некоторые страны Азии, большая часть государств Африки и Латинской Америки);

— «полупериферийных» стран, которые занимают промежуточное положение по степени политической автономии внутри мир-системы, используют менее высокие технологии производства, чем страны «ядра», и в какой-то степени зависят от «ядерных» государств экономически (государства Центральной и Восточной Европы, быстро развивающиеся страны Юго-Восточной Азии и др.)6.

И. Валлерстайн продолжает принимать активное участие в дискуссиях о мироустройстве и проблемах глобального развития. По нашему мнению, он является одним из специалистов, которые острее других ощущают дух времени и с наибольшей полнотой учитывают происходящие изменения.

Например, И. Валлерстайн продемонстрировал аналитическую мощь и силу предвидения, уже в 1997 г. сказав следующее: «Мне представляется, что [социум] первой половины XXI века по своей сложности, неустойчивости и вместе с тем открытости намного превзойдет все, виденное нами в веке ХХ-м. Я утверждаю это, основываясь на трех исходных посылках… Первая предполагает, что исторические системы, как и любые другие, имеют ограниченный срок жизни.

У них есть начало и длительный период развития, но в итоге, по мере того как они все дальше отклоняются от равновесия См.: История теоретической социологии: В 4-х т. Т. 4 / Отв. ред.

и сост. Ю. Н. Давыдов. — М.: Изд-во «Канон+» ОИ «Реабилитация», 2002. — С. 404–407.

и достигают точки бифуркации, наступает конец. Вторая исходная посылка гласит, что в таких точках бифуркации незначительные воздействия приводят к масштабным изменениям (в отличие от периодов нормального развития системы, когда сильные воздействия приносят ограниченные результаты), а последствия самих бифуркаций по своей природе непредсказуемы.

Третья посылка заключается в том, что современная миро-система как система историческая вступила в стадию завершающего кризиса и вряд ли будет существовать через пятьдесят лет. Однако поскольку результаты кризиса не могут быть определены заранее, мы не знаем, станет ли пришедшая на смену новая система (или системы) лучше или хуже той, в которой мы живем ныне. Но что мы действительно знаем — это то, что переходный период будет грозным временем потрясений, поскольку цена перехода крайне высока, его перспективы предельно неясны, а потенциал воздействия небольших изменений на итоговый результат исключительно велик.

крах коммунизма одновременно с упадком национально-освободительных движений в «третьем мире» и кризисом доверия к кейнсианской модели на Западе — все это вместе и одновременно стало отражением массового разочарования в жизненности и реалистичности всех предлагавшихся реформистских программ. Такое разочарование, как бы его ни оценивали, подрывает легитимность государств в массовом сознании и лишает их население каких-либо оснований терпеть продолжающуюся и нарастающую поляризацию в структуре нашей миро-системы. Поэтому я ожидаю серьезных потрясений, сопоставимых с теми, свидетелями которых мы были в 90-е годы, распространяющихся от босний и руанд нашего мира до более богатых (и, предположитель-

Похожие работы:

«КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОБОУ НПО ПУ № 26 имени К.К. РОКОССОВСКОГО ЗОЛОТУХИНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ БИЗНЕС – МАСТЕРСКАЯ по предмету: ДОКУМЕНТЫ. КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО Тема: Преподаватель: Безгина Н.П. Дресс — к од секретаря Тема урока: Хорошо одетый человек тот, кто считается с собой и с другими. Пьер Карден Цели: Ответить на вопрос: Что такое дресс код и зачем он нужен? Детально изучить деловой дресс - код секретаря Убелить обучающихся в том, что хороший...»

«г. Москва Лекция в бизнес-школе Сколково 20 февраля 2013 г. Понятие инфраструктуры в контексте углубления разделения труда. Требования к стратегиям инфраструктурных компаний П.Г. Щедровицкий, заместитель директора Института философии, член правления Центра стратегических разработок Северо-Запад, советник генерального директора Госкорпорации Росатом Раздел I. Представления о разделении труда 2 Естественное и технологическое разделение труда Адам Смит: Величайший прогресс в развитии...»

«Библиотека Математическое просвещение В. И. Арнольд ЦЕПНЫЕ ДРОБИ Издательство Московского центра непрерывного математического образования Москва • 2009 УДК 511.1 ББК 22.130 А84 Арнольд В. И. А84 Цепные дроби — М.: Изд-во МЦНМО, 2009. — 40 с. ISBN 978-5-94057-441-5 Теория цепных дробей связана с теорией приближений вещественных чисел рациональными, с теорией динамических систем, а также со многими другими разделами математики. В брошюре рассказано о связи цепных дробей с геометрией выпуклых...»

«РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ) Кафедра Экономика и управление на транспорте Ю.В.Пересветов ТОВАРОВЕДЕНИЕ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРОВ КУРС ЛЕКЦИЙ Для специальностей: Маркетинг, Коммерция (торговое дело). Москва - 2008 г. УДК 658.8 П – 32 Пересветов Ю.В. Товароведение, стандартизация и экспертиза товаров. Курс лекций. -М: МИИТ, 2008. – 85 с. В учебном пособии изложена сущность, функции и...»

«ЛЕКЦИЯ 12А Компактность в метрических и нормированных пространствах. Основные идеи 1. Топологическое определение компактности Напомним (см. лекции 4, 5) основное определение. Определение 1. Топологическое пространство T называется компактным, если из любого его покрытия открытыми множествами (говорят: открытого покрытия) можно извлечь конечное подпокрытие. Введём следующее нужное Определение. Непустая система замкнутых множеств называется центрированной, если любая её конечная подсистема имеет...»

«ГРИНЕВ В. В. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА КУРС ЛЕКЦИЙ МИНСК БГУ 2004 УДК 575.1/2:599.89(075.8) ББК 28.704я73 Г85 Печатается по решению Редакционно-издательского совета Белорусского государственного университета Рецензент кандидат биологических наук, доцент Д.Б. Сандаков Гринев В. В. Г85 Генетика человека : курс лекций / В. В. Гринев. – Мн. : БГУ, 2006. – 131 с. : ил. ISBN 985-485-586-4 В курсе лекций излагаются основы генетики человека. Адресуется студентам и аспирантам, специализирующимся в области...»

«www.otido.com/friday/2010-11-05.pdf Конец эпохи: После 30 лет Sony официально прекращает выпуск Walkman-ов, последнии Красный день календаря. С пятницей вас! модели были отправлены продовцам в апреле этого года. /// В нынешние времена алкоголизм можно считать прививкой от наркомании. - Слушай, а ты где живешь? - В Москве. - Ха! Что-то я тебя там ни разу не видел! Пока слушатели во время лекции поглядывают на часы, все в порядке. Страшно, когда они начинают удивленно подносить часы к уху. - Как...»

«ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ расписание занятий студентов 6 курса 2014/15 учебного года специальность: Биология, География (6 лет обучения) 09ЗГПБ61 09ЗГПГ61 1 15.09.2014г. понедельник 08.00 Географические проблемы – лекция 2 15-352 доц. Вдовина Э.Л. 9. Географические проблемы – лекция 15- доц. Вдовина Э.Л. 11. Соц. экология и природопольз. – лекция 15- доц. Артемова С.Н. 13. Популяц. экология растений – лекция 15- доц. Заплатин Б.П. 15. Популяц. экология растений – лекция 15-...»

«КАСКАД. Лекция 1. Вестфальский мир. (высшие курсы социального инжиниринга) Сергей Разумовский. Возврат к вводной лекции - даются уточнения. Кризис формата мышления. Периодизация заветов. Отступление по войнам. 1й формат мышления - войны за рабов, за рабочую силу. 2й период формат мышления - войны за территории, за земли. 3й период формат мышления - войны за ресурсы. Сегодня этот период завершен. Больше целями войны ни рабы, ни земли, ни ресурсы не являются. Сейчас мы вступили в полосу войн 4-го...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Юргинский технологический институт (филиал) Колво часов Оценивающие мероприятия Информационное обеспечение Результат обучения по  Ауд. Сам. Защита отчета по ПР Технологи дисциплине Выступление Коллоквиум Защита ИДЗ я  Котр. раб. Семинар Дата начала  Колво      Реферат Неделя...»

«Издается с октября 1956 г. 16 декабря 2011 г. № 37 (2228) Молодые, умные, талантливые и перспективные преподаватели ПетрГУ Впервые в истории Петрозаводского университета сразу четыре молодых преподавателя получат гранты за победу в конкурсе Благотворительного фонда В. Потанина. Размер гранта — 45 тыс. рублей. Наш университет уже 12-й раз участвует в грантовом конкурсе фонда В. Потанина, основной целью которого является поддержка наиболее перспективных молодых педагогов ведущих вузов России....»

«Лекция 14 Мультипроцессоры и мультикомпьютеры. Сети межсоединений Информационные модели. Мультипроцессоры и мультикомпьютеры В вычислительных системах, объединяющих множество параллельно работающих процессоров или машин, решающих различные части одной задачи, необходимо организовывать между ними взаимодействие для обмена информацией в процессе решения задачи. Были предложены и реализованы в виде архитектур SIMD и MIMD две информационные модели: с разделяемой и с распределённой памятью. Системы...»

«1. Цель дисциплины Особое место в системе профессиональной подготовки кадров сельского хозяйства принадлежит курсу Психология и педагогика, которая вооружает студентов академии системой профессиональных педагогических и психологических знаний, умений и навыков, учит творчески применять их во взаимодействии с коллективом и отдельными сотрудниками. Преподавание курса Психология и педагогика в сельскохозяйственной академии имеет целью обеспечить необходимую психолого-педагогическую подготовку...»

«Основы радиационной биологии. Основные биологические эффекты радиации (Кашпаров В.А.) Назначение: лектор должен представить краткое изложение основных сведений, касающихся радиобиологии человека, а также об основных биологических эффектах радиации. Цели: по завершении лекции слушатели будут: знать историю становления и развития радиационной биологии человека; знать основные дозиметрические единицы; иметь представление об эффектах радиации; понимать последствия радиационного воздействия; знать...»

«This document is created with trial version of Document2PDF Pilot 2.16.100. ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА М.А. Ткаченко УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ Российский парламентаризм: история, теория, практика Ростов-на-Дону 2010 Page 1 of 31 This document is created with trial version of Document2PDF Pilot 2.16.100. Учебно-методический комплекс по дисциплине Российский парламентаризм: история, теория, практика предназначен для студентов, обучающихся по специальности 030501 –...»

«3 Мир России. 2005. № 3 РОССИЯ КАК РЕАЛЬНОСТЬ Общественный договор и гражданское общество А.А. АУЗАН Статья основана на материалах лекции автора, прочитанной в декабре 2004 г. в литературном кафе Bilingue (О.Г.И.) в рамках проекта Публичные лекции. Политру. Первая ее часть — обзор концептуальных представлений о проблемах экономического развития (в каких случаях и как страны преодолевают отсталость, выходят из исторически накатанной, но не ведущей к развитию колеи). Вторая — ясная реконструкция...»

«1 ЛЕКЦИЯ №22 СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИКА АТОМОВ И МОЛЕКУЛ Атом водорода в квантовой механике Решение задачи об энергетических уровнях электрона для атома водорода (а также водородоподобных систем: иона гелия Не+, двукратно ионизованного лития Li++ и др.) сводится к задаче о движении электрона в кулоновском поле ядра. Потенциальная энергия взаимодействия электрона с ядром, обладающим зарядом Ze (для атома водорода Z = 1), Ze 2 U(r ) =, (22.1) 4 o r где r — расстояние между электроном и ядром. Графически...»

«ЭВОЛЮЦИЯ НРАВСТВЕННОСТИ Открытая лекция академика НАМНУ Запорожана В.Н. Уважаемые коллеги! Сегодняшняя открытая лекция посвящена очень важной, с моей точки зрения, теме, которая касается каждого человека в мире. Но в особенности – медиков. Как будущие врачи, которым предстоит нести людям здоровье не только телесное, но и духовное, вы как никто другой должны осознавать наиболее острые, глобальные проблемы, стоящие сейчас перед человечеством. Мир оказался в ситуации, когда современные технологии,...»

«Институт экономики и антикризисного управления © С.Е. Деркачев, 2011г. Торги по реализации имущества должников, проводимые в электронной форме ЛЕКЦИЯ для слушателей курса Антикризисное управление Лекция Торги по реализации имущества должников, проводимые в электронной форме Цель - ознакомить слушателей с особенностями организации и проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве. Время - 4 академических часа Лектор...»

«Модуль 3. Модели роста клетки Лекция 4. Простые модели роста клеточных популяций Введение Основоположником математических популяционных моделей принято считать Т.Мальтуса, который сформулировал закон роста народонаселения по геометрической прогрессии. В дальнейшем было предложено множество моделей, которые учитывали влияние различных факторов на рост популяции, в том числе и клеточных популяций. К наиболее простой модели, используемая в наши дни, можно отнести модель Ферхюльста, которая...»









 
2014 www.konferenciya.seluk.ru - «Бесплатная электронная библиотека - Конференции, лекции»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.