WWW.KONFERENCIYA.SELUK.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА - Конференции, лекции

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Тема 1. ПРЕДМЕТ И НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Лекция 1. Государство и формы государственного

управления

Лекция 2. Система органов государственного

управления

Вопросы и задания для повторения

Литература

Тема 2. НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ И МЕХАНИЗМЫ

РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ.......... 26

Лекция 3. Экономические аспекты государственной политики

Лекция 4. Социальные аспекты государственной политики

Вопросы и задания для повторения

Литература

Тема 3. ПЛАНОВО ПРОГНОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ

Лекция 5. Сущность и принципы планово прогнозной деятельности

Вопросы и задания для повторения

Литература

Тема 4. ФИНАНСОВО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.......... Лекция 6. Налогово бюджетная система и ее роль в государственном управлении

Лекция 7. Система государственного социального страхования

Вопросы и задания для повторения

Литература

Тема 5. СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Лекция 8. Местное самоуправление: сущность и проблемы становления

Лекция 9. Зарубежный опыт становления системы местного самоуправления

Вопросы и задания для повторения

Литература

Контрольные работы

Словарь терминов

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «Система государственного и муниципального управления» предназначена для подготовки специалистов, ра ботающих в различных звеньях системы управления. Цель дан ной дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у студен тов представление о государственном управлении как о целост ной системе:

• обеспечивающей принятие целенаправленных решений, связанных с социально экономическим развитием обще ства, и их реализацию;

• имеющей сложную иерархическую структуру, элементы ко торой взаимодействуют в рамках единого правового, эко номического и финансового пространства.

Научная основа системы государственного управления — познание закономерностей общественного развития, методо логических принципов системы управления, механизма управ ления и совокупности его инструментов.

В процессе изучения дисциплины студенты, опираясь на ис пользование знаний теории общественного воспроизводства, принципов системного подхода, получают возможность после довательно рассмотреть общую систему государственного уп равления и ее основные элементы, организационно управлен ческую структуру системы управления, финансово экономиче скую основу реализации управленческих решений и механизмы, обеспечивающие их выполнение.

При изучении дисциплины «Система государственного и муниципального управления» студенты должны также опирать ся на знания из истории, философии, политологии, теории го сударства и права, теории управления.

Изучение предполагает также развитие практических навы ков самостоятельного мышления: работу с литературой, обсуж дение актуальных проблем и подготовку их решений.

Задачи курса можно сформулировать следующим образом:

• сформировать у студентов представление о государствен ном управлении как о системном понятии, включающем такие категории как принципы и функции управления, распределение функций управления между различными структурными элементами системы, интересы и цели их развития;

• познакомить студентов с системами управления в некото рых ведущих развитых странах мира и организацией в этих странах взаимодействия различных уровней — националь ного, регионального и муниципального;

• дать представление об особенностях государственного уп равления в России как федеративном государстве: струк туре органов государственного управления, федеративных отношениях, государственной региональной политике, субфедеральном управлении и местном самоуправлении;

• обеспечить понимание сущности бюджетного федерализ ма и его связи с формированием бюджетной системы го сударства, с распределением функций управления между различными элементами системы государственного управ Изучение дисциплины «Система государственного и муни ципального управления» дает представление о государстве как о сложной социальной системе, об основных принципах функ ционирования, основных целях и задачах системы государствен ного управления, формах и методах взаимодействия между раз личными уровнями государственной власти, между государ ственными и местными органами власти.

Изучение курса помогает определять тип государственных систем управления, использовать теоретические принципы го сударственного управления при формулировке управленческих задач и методов их решения, формулировать цели и принципы реализации основных направлений государственной политики, анализировать проблемы социально экономического развития, определять факторы, влияющие на их решение, и находить под ходы к их решению.

Учебное пособие содержит контрольные работы, предна значенные для лучшего усвоения материала. Контрольная ра бота состоит из трех разделов. Первый содержит теоретические вопросы. Ответы на вопросы раздела содержатся в рекомендо ванной литературе и тексте пособия.

Второй раздел — тестовые задания. Студентам предлагается вопрос и несколько ответов, из которых нужно выбрать пра вильные. Правильными могут быть все ответы, в таком случае их нужно проранжировать по степени приоритетности. Кроме того, варианты могут содержать и неправильные ответы.



Третий раздел содержит задачу, условия и количественные параметры которой сформулированы в задании, и практиче ский вопрос, связанный с определением базовой характеристики социально экономических и финансовых процессов и отноше ний. Выполнение задания опирается на понимание взаимосвя зи между важнейшими показателями социально экономиче ского развития и знание сути основных макроэкономических индикаторов.

Тема

ПРЕДМЕТ И НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ

СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ

Лекция 1. Государство и формы государственного устройства Государство — это форма политической организации обще ства. Основное назначение государства состоит в защите госу дарственного строя и организации общественной жизни с по мощью воздействия на деятельность и поведение людей и орга низаций правовыми, административными и экономическими методами.

Благополучие любого государства зависит прежде всего от двух главных факторов: ресурсного потенциала (природных, трудовых, климатических, научно производственных, инвести ционных и др. ресурсов) и эффективности используемой сис темы управления.

Обязательным признаком государства служит наличие сис темы управления. Предмет системы государственного управле ния — формы и методы воздействия на процесс общественно го воспроизводства, включающий взаимодействие человека с природой и возникающие при этом экономические и соци альные отношения. В процессе общественного воспроизводства происходит постоянное возобновление производства матери альных и духовных благ и одновременно общественных отно шений, возникающих в ходе этого процесса.

Государственное управление — это деятельность, связанная, во первых, с принятием целенаправленных решений, опреде ляющих социально экономическое развитие общества в соответ ствии с интересами этого общества, и, во вторых, с реализацией этих решений. Таким образом, государственное управление мож но определить как деятельность, связанную с формулировкой це лей развития общества, принятием решений и их реализацией.

Система государственного управления — это емкое понятие, которое включает законодательство, определяющее правовые нормы поведения различных субъектов и структур государства, совокупность функций управления и их распределение между различными структурами, интересы и цели развития этих струк тур, методы и механизмы реализации функций и достижения целей.

Теоретической основой и методологией системы государ ственного управления служат закономерности, присущие об щественному воспроизводству. Общественное развитие осуще ствляется в соответствии с объективными законами, которые не зависят от воли и сознания людей, действуют независимо от того, познаны они людьми или нет. Объективный характер за кономерностей общественного развития отнюдь не означает полного бессилия людей перед ними, фатальной зависимости людей от законов и предопределенности общественного разви тия. Закономерности отражают наступление обязательных по следствий в общественном развитии при определенных усло виях. Познание данных закономерностей и воздействие на ус ловия, при которых они проявляются, дают возможность обществу использовать объективные закономерности обще ственного воспроизводства в своих интересах.

Основные методы познания — системный анализ, синтез, сравнительный анализ, эксперимент. В процессе системного анализа и синтеза широко используются статистические, балан совые, экономико математические методы. В системном иссле довании акцент делается на выявлении многообразия взаимо связей и отношений внутри объекта и с внешним окружением.

Законы общественного воспроизводства отражают внутрен ние взаимосвязи общественной системы. Задача управления со стоит в выявлении этих связей, форм и механизмов их прояв ления. Эффективность государственного управления находится в прямой зависимости от того, насколько достоверно принци пы государственного управления отражают объективные зако номерности общественного развития, выявленные в процессе их познания. Принципы государственного управления — это методологические положения, характеризующие общие пра вила, соблюдение которых обязательно в деятельности систе мы управления и служит предпосылкой, обеспечивающей ее эффективность.

Было бы ошибочно думать, что принципы имеют только те оретическое значение. Их практическое проявление пронизы вает всю систему государственного управления и находит отра жение прежде всего в принимаемых законах и других правовых документах.

Совокупность методологических принципов, лежащих в ос нове системы государственного управления, отражает законо мерности всех аспектов общественного воспроизводства. Сре ди важнейших принципов можно назвать следующие:

• системность означает, что при принятии управленческих решений необходимо учитывать сложность объекта управ ления и наличие взаимосвязей между элементами обще ственной системы;

• целевая направленность означает необходимость правиль ного отражения общественных интересов при принятии решений и их представление в форме качественных и ко личественных целевых показателей. Постановка целей за ставляет общество формулировать проблемы, решение ко торых ведет к достижению цели, правильно направлять усилия, оценивать успешность действий;





• социальная справедливость означает приоритетность соци альных целей развития;

• экономическая эффективность означает необходимость вы бора решений, обеспечивающих оптимизацию затрат;

• экологическая безопасность означает необходимость учета предельно допустимого воздействия антропогенной дея тельности на природную среду;

• приоритетность.

Необходимо отметить, что эти принципы очень часто взаим но противоречивы, и поэтому система государственного управ ления должна строиться с учетом необходимости их сочетания, в целях обеспечения баланса интересов всех участников воспро изводственной системы: человека, производства и природы.

Система государственного управления формируется с уче том принятой в стране формы государственного устройства.

Форма государственного устройства может быть светской или духовной (теократической).

Теократическое правление означает, что политическая власть в стране принадлежит духовенству, глава государства одновре менно является религиозным главой (Ватикан, Иран).

Светское государство в зависимости от того, кому принад лежит верховная власть, может быть монархическим или рес публиканским.

Монархия — распространенная форма государственного правления. Монарх соединяет воедино нацию, олицетворяет су веренитет государства, придает власти легитимность, но может непосредственно не управлять государством (Великобритания, Швеция).

Республика характеризуется принадлежностью высшей го сударственной власти представительному органу, выборностью главы государства населением или специальной избирательной коллегией. Республика служит олицетворением демократии, народовластия и соединяет государственность с самоуправле нием.

Республиканское правление может быть парламентским или президентским. Парламентская республика опирается на партий ное большинство в высшем представительном органе власти.

Исполнительная и представительная ветви власти взаимозави симы — парламент поддерживает правительство, но может вы разить ему недоверие. Исполнительная власть может распустить парламент. Значительная часть устойчивых демократий — это парламентские республики (государства центральной Европы).

Недостатком парламентской республики считается излишняя коллегиальность.

В президентской республике президент олицетворяет собой высшую власть. Парламент правомочен объявить импичмент президенту, потерявшему доверие. При отсутствии поддерж ки в парламенте президент может править посредством ука зов, может распустить парламент. Преимущество президентской республики — выборность главы государства. Недостаток пре зидентской республики состоит в тяготении к авторитаризму, способному стать угрозой демократии. Чтобы предотвратить не гативные последствия, система государственной власти вклю чает защитные механизмы, такие как ограничение сроков пре бывания на президентском посту, наличие конституционного суда в качестве арбитра между исполнительной и представитель ной властью, развитие структур гражданского общества.

Государство с республиканской формой правления может быть унитарным, конфедеративным или федеративным.

Основные признаки унитарного государства: равенство пра вового положения всех граждан, сильная президентская власть, однопалатный парламент, централизация основных функций государства и гарантия их выполнения. Унитарное государство, имеющее в своем составе территориально административные образования, может менять их границы, создавать новые, лик видировать старые.

Слово «федерация» — латинского происхождения, означает «союз», «объединение». Федеративное государство характери зуется децентрализацией управления и образуется на основе договора между государствообразующими субъектами о добро вольном объединении. При этом субъекты в момент объеди нения делегируют федеральному центру определенные права и обязанности. Федеративными государствами являются США, Германия, Канада. Конфедеративное государство Швейцария представляет собой добровольное объединение независимых государств для совместной реализации определенных целей (на пример, военных), но сохраняющих при этом свою независи мость. Можно сказать, что признаками конфедерации облада ет Евросоюз.

Важнейшим принципом федеративного государства счита ется равенство всех субъектов федерации в правах и обязаннос тях по отношению к федерации и равные возможности в эко номической деятельности. Основные отличительные свойства федеративного государства:

• распределение полномочий между центром и субъектами в финансовой, налоговой, внешнеэкономической и дру гих видах деятельности;

• наличие у субъектов федерации представительной власти с правом принятия собственного законодательства;

• действие на их территории собственной правовой и судеб ной системы;

• возможность самостоятельного развития внешнеэкономи ческих связей.

Эти принципы предполагают разграничение собственности на федеральную и собственность субъектов федерации, деле ние сфер экономической деятельности, применение принципа бюджетного федерализма.

Под бюджетным федерализмом понимается способ функци онирования бюджетной системы, представленной бюджетами федерации и субъектов федерации, формируемых за счет нало говых и неналоговых поступлений. Бюджетный федерализм предполагает наличие у каждого уровня федеральной системы собственных бюджетов, которые формируются и используют ся в пределах предоставленных бюджетных полномочий. Бюд жетный федерализм означает, что каждый из уровней самосто ятельно должен формировать свои доходы и отвечать за расхо дование средств.

В мировой практике бюджетного федерализма известны три подхода к формированию бюджетной системы:

1) разграничение полномочий по взиманию налогов и закреп ление их за определенным уровнем (каждый получает полное право и несет ответственность за установление своих налогов);

2) совместное использование базы налогообложения (по одно му и тому же налогу каждый уровень устанавливает свою ставку);

3) долевое распределение налогов (нормативное разделение одного налога между всеми уровнями).

На практике обычно используются комбинированные под ходы.

Для России с ее огромной территорией, множеством нацио нальностей, существенными различиями в социально эконо мическом развитии федерация представляет собой оптималь ную форму государственного устройства, условие сохранения единого государства. Субъекты РФ представлены республика ми, краями, областями, городами федерального значения, ав тономными округами и автономной областью. Образование субъектов РФ определяется историческими предпосылками, единством этнических признаков, таких как язык, самосозна ние, религия, особенности хозяйственного и бытового уклада, культура, национальные, социальные и исторические традиции.

Каждый субъект РФ имеет право свободно и самостоятель но распоряжаться собственностью и всем тем, что не делегиро вано федеральному центру. В национально государственном ус тройстве РФ выделяются 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 9 автономных округов и 1 ав тономная область. Наличие нескольких разновидностей субъек тов РФ в системе национально государственного устройства создает определенные трудности в управлении. С одной сторо ны, Конституция РФ однозначно устанавливает, что во взаи моотношениях с федеральной властью все субъекты РФ равны.

С другой стороны, республики, в отличие от других субъектов РФ, не только обладают дополнительными политическими и национальными правами (такими как наличие президента, гим на, флага, языка и др.), но и на практике пытаются устанавли вать особые экономические отношения с федеральной влас тью (например, сокращать выплату федеральных налогов: Та тарстан долгое время отчислял в федеральный бюджет 1% по доходного налога, остальные субъекты РФ — 10%). Такое ущемление экономических прав краев и областей дестабили зирует развитие государства как федерации: либо области и края пытаются преобразоваться в республики, чтобы повысить статус своих экономических прав, либо периодически появ ляются предложения установить единообразную систему го сударственного устройства, введя губернское деление. Обсуж даются предложения об укрупнении и объединении несколь ких субъектов РФ.

Cтабильная федерация предполагает гармоничные, согла сованные отношения между центром и субъектами федерации на основе разграничения полномочий при условии, что центр выражает и обеспечивает интересы регионов. Центр не дол жен незаконно вмешиваться в дела регионов, подменять со бой региональные органы власти, но разумная централизация необходима, и мировая практика подтверждает, что это воз можно.

Развитая, сложившаяся федерация предполагает единство законодательной и исполнительной власти в центре и на мес тах и не допускает приоритета территориальных интересов над общегосударственными, политического, экономического, пра вового сепаратизма, не допускает расширения прав субъектов федерации в одностороннем порядке в обмен на политическую лояльность. Центр не перекладывает на регионы ответствен ность за принимаемые решения, не обеспеченные финансово экономическими ресурсами.

Российская Федерация создана не традиционным путем, ког да ранее независимые государства объединяются на основе фе деративного договора. После распада СССР в России уже су ществовали политико административные и территориально ад министративные образования в рамках единой республики. Но это была социалистическая федерация, несмотря на наличие не обходимых атрибутов по сути остававшаяся унитарным госу дарством, исключающим всякую независимость входящих в нее регионов.

Основой формирования современной либерально демокра тической федерации послужили федеративный договор и при нятая Конституция. В марте 1992 г. представителями сначала республик, а потом краев, областей, автономий был подписан федеративный договор (не подписан Чечней и Татарстаном).

Конституция РФ закрепила такие принципы федеративно го государства, как единство правового поля (приоритет Кон ституции и федеральных законов), незыблемость территориаль ной целостности государства, недопустимость одностороннего изменения статуса субъекта РФ, общность экономического, фи нансового, таможенного, налогового пространства, свободное перемещение населения, товаров, охрана природы и культур ных ценностей, защита жизни и здоровья людей.

О признаках федеративных отношений свидетельствуют сле дующие атрибуты:

• наличие верхней палаты (Совет Федерации), включающей представителей исполнительной и законодательной влас ти субъектов РФ и наделенной важными конституцион ными полномочиями;

• субъекты РФ наделены налоговыми полномочиями;

• главы субъектов РФ избираются населением прямым го лосованием;

• в субъектах РФ имеются органы местного самоуправления.

Российский федерализм развивался по двум направлени ям — законодательному и договорному. Первому направлению следовали регионы, которые не претендовали на расширение полномочий и льгот, второму — субъекты РФ, пытавшиеся на договорных началах расширить свои права и улучшить эконо мическое положение.

Двоякий подход в отношениях с субъектами РФ возник вследствие конкретных исторических обстоятельств, когда в стране существовала угроза распада единого государства. Рос сия в 1990 г. приняла Декларацию о суверенитете, дав этим старт принятию подобных деклараций большинством автономных республик России. Намерения выйти из состава РФ никто, кро ме Чечни, явно не демонстрировал, но попытки расширить свои права в единоличном порядке безусловно подтачивают поли тическое, экономическое и правовое единство страны и вызы вают недоверие к центру.

Если федеральный центр не справляется со своими функ циями, не контролирует свои структуры, не в состоянии обеспе чить управление федеральной собственностью, то для компен сации слабости государства региональные власти явочным по рядком усиливают свои полномочия, требуют своего учас тия в управлении федеральной собственностью, включаются в политическую борьбу, создают объединения для участия в выборах.

Непоследовательность политики центра свидетельствует о том, что российская федерация еще не сформировалась, нахо дится в переходном периоде и нуждается в дальнейшем совер шенствовании.

Анализ состояния федеративных отношений позволяет вы явить основные недостатки и их несовершенство. В их числе следует выделить:

• существование двусторонних договоров о разграничении предметов ведения;

• асимметричность федерации;

• нарушение права равенства субъектов федерации;

• вхождение самостоятельных субъектов федерации в состав другого субъекта федерации;

• серьезную дифференциацию в уровне социально эконо мического развития субъекта;

• высокую персонифицированность субъектов федерации, связанную с личностными качествами руководителей субъектов федерации и их приближенностью к центру.

Работа по совершенствованию федерации активизировалась.

Так, по поручению Президента РФ ведется анализ законодатель ства субъектов федерации с целью приведения его в соответ ствие с федеральным законодательством.

Россия встала перед выбором: или решения центра будут вы полняться на местах, или на местах станут независимо суще ствовать два уровня власти — федеральная и региональная, что, естественно, ненормально, поскольку ослабляет общее управ ление и снижает его эффективность. Для укрепления федера ции и центральной власти в России образовано семь федераль ных округов (Центральный, Северо Западный, Южный, При волжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный) во главе с Полномочными представителями Президента РФ. В задачу полномочных представителей и их администраций входит ук репление полномочий Президента РФ, укрепление вертикали федеральной власти и повышение ее эффективности.

Лекция 2. Система органов государственного Система государственного управления не может функцио нировать без наличия соответствующих органов управления.

Каждый из уровней управления — федеральный, региональный и местный — обладает своими органами власти. Государствен ная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную.

Государственную власть осуществляют Президент РФ, Фе деральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды, органы власти субъектов РФ (рис. 1).

Правительство РФ Администрация Совет Безопасности Рис. 1. Структура федеральных органов власти Президент РФ — глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека. Он обеспечивает согласованное функциони рование и взаимодействие органов государственной власти, оп ределяет основные направления внутренней и внешней полити ки государства. Юридически он не входит ни в систему законо дательной, ни исполнительной власти. Он назначает высших должностных лиц государства (с согласия Государственной Думы), в том числе Председателя Правительства РФ, федераль ных министров, назначает выборы в Государственную Думу, ре ферендумы, утверждает федеральные законы, издает указы и рас поряжения, занимает пост Верховного Главнокомандующего.

Аппаратом для осуществления функций главы государства служит Администрация Президента РФ. Она действует на пра вах государственного органа управления, обслуживает и кури рует федеральный уровень управления, взаимодействует с ре гионами, контролирует выполнение указов Президента РФ, проводит политику Президента РФ. Администрация Президен та РФ во многом дублирует функции правительства.

Непосредственно Президенту РФ кроме Правительства РФ и Администрации Президента РФ подчиняется Совет Безопас ности, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения жизненно важных интересов лично сти, общества, защиты государства от внешних и внутренних угроз.

Многие органы федеральной власти имеют свои представи тельства в регионах (прокуратура, органы внутренних дел, на логовая служба, таможенная служба, статистические органы и др.). Координирует деятельность федеральных органов испол нительной власти на местах, их взаимодействие с органами вла сти субъектов федерации Полномочный представитель Прези дента РФ в федеральном округе.

Представительным и законодательным органом РФ является постоянно действующее Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации образуют по два представителя субъекта РФ (по од ному от представительного и исполнительного органа). Государ ственная Дума избирается в составе 450 человек на четыре года.

Парламент избирается на основе избирательного права.

Различают два вида избирательных систем — мажоритарную, когда депутаты избираются по одному от каждого округа, на кото рые разбита территория страны (например, США, Великобрита ния), и пропорциональную (выборы проводятся по партийным спискам и места делятся между партиями пропорционально поданным голосам (европейские страны). Партия победитель ница управляет страной. При пропорциональной системе де путаты меньше зависят от избирателей и больше — от руковод ства партии, поскольку избиратели не знают имен депутатов, они голосуют за список.

Федеральное Собрание — парламент РФ — призван выра жать волю народа и создавать законодательную базу правового государства. Главным критерием эффективности работы пар ламента служат качество и своевременность принятия законов.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета парламент образует Счетную палату.

В систему федеральных исполнительных органов власти входят:

1) Правительство РФ, состоящее из Председателя Правитель ства РФ, заместителей Председателя, федеральных министров;

2) министерства РФ;

3) другие органы исполнительной власти: Центральный банк РФ, налоговая, таможенная службы, агентства, комиссии и др.

Правительство разрабатывает и представляет в Государствен ную Думу бюджет, обеспечивает его исполнение, проведение единой политики в области финансово денежных, кредитных отношений, культуры, образования, здравоохранения, осуще ствляет меры по управлению федеральной собственностью, ко ординирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, взаимодействует с законодательной властью.

Опыт развитых стран показывает, что оптимальное количе ство министерств не превышает 12–15. Из них обязательны ми нистерство финансов, министерство иностранных дел, оборо ны, внутренних дел, здравоохранения, а остальные зависят от специфики страны и национальных традиций. Россия унасле довала от СССР громоздкую структуру государственного управ ления. В бывшем Советском Союзе насчитывалось 143 мини стерства и ведомства. После распада СССР в России первона чально было 43 министерства. С тех пор идет постоянный процесс реорганизации исполнительных органов власти — так называемая административная реформа. На деле министерства стремятся к размножению, затем начинаются поиски возмож ности их сокращения — и так по кругу. После последней реор ганизации к началу 2001 г. насчитывалось 58 министерств и при равненных к ним ведомств.

Мировой опыт показывает, что министерства создаются по функциональному признаку. В России все иначе: есть министер ство транспорта и министерство путей сообщения, министерство топлива и энергии и министерство атомной энергетики, мини стерство обороны, агентство по боеприпасам и агентство по обыч ным вооружениям. Такое положение мало способствует эффек тивной работе исполнительных органов власти, поскольку не обеспечивается системный, комплексный подход к развитию единых по сути комплексов, и в работе министерств неизбежно происходят дублирование и несогласованность. Перманентная реорганизация, которая часто ведет только к смене названия, ничего кроме затрат на изменения не приносит. Проведение ад министративной реформы поручено самой административной системе, и наивно ожидать, что она сама станет себя сокращать.

В субъектах РФ система органов государственного управле ния формируется самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя. Органы государственной власти фун кционируют в соответствии с Федеральным законом от 6 ок тября 1999 г. № 184 ФЗ «Об общих принципах организации за конодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации».

Законодательный орган государственной власти представ ляет собой постоянно действующий выборный орган власти субъектов РФ. Его наименование, структура, численность де путатского корпуса устанавливаются конституцией (в респуб ликах) или уставом (в краях и областях) субъекта РФ.

Законодательный орган принимает конституцию (устав), за коны субъекта РФ и поправки к ним, утверждает бюджет субъек та РФ и отчет о его исполнении, устанавливает налоги и сборы, относящиеся к компетенции субъекта РФ, порядок управления региональной собственностью, административно территори альное устройство и схему управления субъектом РФ. Приня тые законодательным органом законы направляются на утвер ждение высшему должностному лицу — главе администрации области.

Полномочия законодательного органа могут быть прекраще ны досрочно в случаях:

• принятия решения о самороспуске;

• по решению высшего должностного лица субъекта РФ;

• решения суда о неправомочности данного состава.

Систему органов исполнительной власти возглавляет выс шее должностное лицо, которое избиралось населением на срок не более пяти лет и не могло избираться более двух сроков под ряд. В соответствии с принятыми в последнее время в системе формирования исполнительной власти субъектов РФ законо дательными документами глава администрации избирается за конодательной властью субъектов федерации по предложению кандидатуры Президентом РФ.

Высший исполнительный орган субъекта РФ обеспечивает исполнение нормативно правовых актов России и субъекта РФ.

Структура высшего исполнительного органа определяется ус тавом или конституцией субъекта РФ. Этот орган разрабаты вает и осуществляет меры по комплексному социально эконо мическому развитию субъекта РФ, разрабатывает проекты бюд жета, программы развития, обеспечивает исполнение бюджета и программ, управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, заключает договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, формирует исполнительные органы субъекта.

Федеративным договором установлены предметы ведения и полномочия федеральных и региональных органов власти.

Основные полномочия центра включают вопросы общего сударственного значения:

• принятие и изменение Конституции РФ и федеральных за конов, контроль за их соблюдением;

• защиту прав и свобод человека;

• управление федеральной собственностью и организацию федеральной власти;

• разработку общенациональной стратегии социального и экономического развития Российской Федерации, основан ной на учете целей социального развития, ресурсных воз можностей страны, состояния внутреннего рынка и возмож ности эффективного участия в мирохозяйственных связях;

• организацию функционирования финансовой, кредитной и денежной систем, валютное и таможенное регулирова ние, ценовую политику;

• регулирование деятельности федеральных энергетических и транспортных систем;

• внешнюю политику, оборону и безопасность;

• судоустройство, прокуратуру, метеослужбу, официальную статистику.

В совместном ведении федерального и регионального уров ней находятся следующие вопросы:

обеспечения соответствия конституций и законов субъек тов РФ законам и Конституции РФ;

• защиты прав и свобод человека, режима пограничных зон;

• владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами;

• разграничения собственности, общих принципов налого обложения;

• образования, здравоохранения, науки, культуры, социаль ной защиты, другие вопросы.

К полномочиям субъектов РФ относятся:

• разработка и реализация планов и программ социально экономического развития;

• разработка и исполнение бюджета;

• пространственное развитие территории;

• формирование и реализация программ внешнеэкономи ческой деятельности;

• заключение соглашений в области внешнеторговых согла • содержание представительств за рубежом;

• управление региональной собственностью.

Конституцией РФ населению предоставлено право на мест ное самоуправление, представляющее собой основу демокра тического строя, важнейший элемент гражданского общества.

Местное самоуправление означает возможность участия граж дан в управлении и принятии решений по вопросам местного значения, определяющим условия жизнедеятельности людей.

Местное самоуправление не относится к системе государствен ного управления, но государство и субъекты РФ создают усло вия и предпосылки для формирования его системы.

Компетенция местного самоуправления устанавливается по принципу возложения на него такого объема полномочий, ко торый оно в состоянии выполнить. Структура местного само управления определяется населением самостоятельно. Основ ными отличиями местного самоуправления служат выборность органов, наличие необходимых полномочий, финансовых воз можностей для их реализации.

Государственная власть регулирует все сферы деятельности местного самоуправления через федеральные законы и законы субъектов РФ, которые и определяют границы самостоятель ности местного самоуправления.

Объектом местного самоуправления служат муниципальные образования (города, районы, сельские округа и др.). Местное самоуправление находится в стадии становления. Подготовлен проект нового закона об общих принципах местного самоуп равления. Однако практической реализации принципов мест ного самоуправления мешает повсеместная дотационность му ниципальных образований и их сильная зависимость от дота ций субъекта РФ.

Система форм и методов государственного управления при звана стимулировать хозяйственную деятельность, поддержи вать необходимые пропорции процесса общественного воспро изводства с целью поступательного социального развития об щества.

Представители Кейнсианской школы считают, что государ ство должно играть самую активную роль в управлении разви тием экономики путем интенсивной денежно кредитной, на логовой политики, контроля за ценами, поощрения инвести ций, занятости, загрузки производственных мощностей, переноса налогового бремени на зажиточные слои общества.

Сторонники школы монетаризма против чрезмерного вме шательства государства в управление экономикой: они исхо дят из того, что рынок саморегулируется, что приводит к рав новесию.

Модели управления в различных странах представляют, как правило, комбинацию принципов обеих школ.

По характеру воздействия на социально экономические про цессы можно дать классификацию методов управления.

1. Прямые и косвенные методы управления.

Формы прямого воздействия — разработка планов и прогно зов, бюджетное финансирование, размещение государственных заказов, предоставление субвенций. Формы косвенного воздей ствия — создание условий для привлечения инвестиций, ком пенсация дополнительных затрат, предоставление налоговых льгот, введение дифференцированных норм амортизации, ре гулирование цен на продукцию госсектора.

2. Административные и экономические методы управления.

Административные методы проявляются в форме принятия прямых распоряжений, установления правил, организации кон троля и надзора (определение условий и правил приватизации, определение объектов приватизации, развитие инфраструкту ры, установление порядка лицензирования, регистрации ком мерческих структур, определение правил пользования природ ными ресурсами).

Сущность экономических методов заключается в косвенном управлении путем воздействия на экономические интересы объектов управления с помощью таких инструментов, как на логи, кредиты, цены, тарифы. Экономические методы основа ны на использовании системы стимулов, предусматривающих экономическую заинтересованность.

Вопросы и задания для повторения 1. Что является целью государственного управления?

2. Раскройте методологию государственного управления.

3. Назовите научные школы управления.

4. Дайте характеристику парламентской республике.

5. В чем состоят характерные особенности президентской 6. Дайте характеристику российской государственности.

7. В чем состоит асимметрия государственного устройства 8. Дайте общую характеристику органов государственной 9. В чем состоит суть местного самоуправления?

10. В чем состоит сущность экономического и админист ративного управления?

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления :

курс лекций. М., 2005.

2. Введение в государственное управление / под ред. В.Я.

Афанасьева. В 3 кн. М., 1998.

3. Государственное управление: Основы теории и органи зации / под ред. В.А. Козбаненко. М., 2000.

4. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государствен ного управления. Ростов н/Д, 2000.

5. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

6. Методы и формы государственного управления. М., 1997.

7. Пикулькин А.В. Система государственного управления.

1. Василенко А.И. Административно государственное уп равление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 1996.

2. Васильев В.И. Местное самоуправление. М., 1999.

3. Гарнер Д. Великобритания. Центральное и местное уп равление. М., 1984.

4. Государство и управление в США. М., 1985.

5. О принципах и порядке разграничения предметов веде ния и полномочий между органами государственной вла сти Российской Федерации и органами власти субъек тов Российской Федерации: Федеральный закон от июня 1999 г. № 119 ФЗ.

6. О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государ ственной власти самоуправления в Российской Федера ции» и в Федеральный закон «О политических партиях»:

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. № 202 ФЗ.



Похожие работы:

«Ревило П. Оливер Еврейская Стратегия Издательство Палладиан. США 2002 год. Revilo P. Oliver The Jewish Strategy 2 Предисловие Ревило Пендлтон Оливер родился в 1908 году в Техасе, США. Окончил философский факультет Университета Иллинойса в 1940 году. Специалист по истории и филологии древнего мира. Профессор классической филологии в Университете Иллинойса. Во время второй Мировой войны был Директором Отделения Исследований в Министерстве Обороны США (Закрытое Учреждение). Был одним из...»

«Лекции В.М. Кайтукова в Физическом Институте РАН (ФИАН) 1 июня 2005 г. в 15-00 в конференц-зале ФИАН состоялся семинар Философия - способ выживания мыслящего 2 июня 2005 г. в 15-00 в конференц-зале ФИАН состоялось продолжение семинара Философия сущего - онтология, конечность бытия 8 июня 2005 г. в 15-00 в конференц-зале ФИАН состоялось продолжение семинара Философия социального бытия - история, этика, идеалы, ценности, сущности индивидуального разума 9 июня 2005 г. в 15-00 в конференц-зале ФИАН...»

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Сыктывкарский лесной институт – филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С. М. Кирова ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ Кафедра бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложения АУДИТ ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА Курс лекций для студентов специальности 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит всех форм обучения СЫКТЫВКАР 2007 УДК...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования Белорусский государственный технологический университет Кафедра лесных машин и технологии лесозаготовок А. П. Матвейко, А. С. Федоренчик ТЕХНОЛОГИЯ И МАШИНЫ ЛЕСОСЕЧНЫХ И ЛЕСОСКЛАДСКИХ РАБОТ Тексты лекций по одноименной дисциплине для студентов специальности Лесоинженерное дело специализации Транспорт леса Минск 2014 ЛЕКЦИЯ 1 1.1. Лесные ресурсы Республики Беларусь, их значение для национальной экономики и общества Леса занимают...»

«РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Лекции по химии для студентов лечебного, педиатрического, московского и стоматологического факультетов Подготовлено соответствии с ФГОС-3 в рамках реализации Программы развития РНИМУ Кафедра общей и биоорганической химии 1 Часть 2. Органическая химия проф. Ю.И. Бауков, проф. И.Ю. Белавин, проф. В.В. Негребецкий Тема 10 Строение органических соединений, взаимное влияние атомов в их молекулах и их кислотные и основные свойства...»

«Этот электронный документ был загружен с сайта филологического факультета БГУ http://www.philology.bsu.by ТРАДИЦИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ вт. пол. ХХ __ нач. ХХI в. (Заключительная лекция курса История древнерусской литературы для студентов 1 курса специальности D 21 05 02 Русская филология) Житийная литература в своем духовном и эстетическом измерении является одним из радикальных выражений моральных основ жизни, естественных порывов личности к высшему. Общепризнанно,...»

«Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Кафедра Уголовно-правовых дисциплин Направление 030900.62 Юриспруденция УГОЛОВНОЕ ПРАВО Лекционный материал Составитель: Читаев Ш.В. Москва 2013 Тема №1. Понятие, задачи и система уголовного права. Наука уголовного права. Принципы уголовного права План: 1. Понятие, предмет и метод уголовного права 2. Система уголовного права 3. Механизм и задачи уголовно-правового...»

«1 ЛЕКЦИЯ №25 МЕТОДЫ НАБЛЮДЕНИЯ В ЯДЕРНОЙ ФИЗИКЕ. ЯДЕРНЫЕ РЕАКЦИИ Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц Практически все методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений (,,) и частиц основаны на их способности производить ионизацию и возбуждение атомов среды. Заряженные частицы вызывают эти процессы непосредственно, а кванты и нейтроны обнаруживаются по ионизации, вызываемой возникающими в результате их взаимодействия с электронами и ядрами атомов среды быстрыми...»

«Кафедра теории механизмов и машин СПбГПУ УДК 621.01 КАФЕДРА ТЕОРИИ МЕХАНИЗМОВ И МАШИН Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (к 100-летию механико-машиностроительного факультета) История История кафедры начинается в декабре 1903 года, когда был принят на работу в Санкт-Петербургский политехнический институт выдающийся учёный-механик Виктор Львович Кирпичёв (1845 – 1913) профессором прикладной и строительной механики. В те годы курс прикладной механики включал в себя...»

«3 Мир России. 2005. № 3 РОССИЯ КАК РЕАЛЬНОСТЬ Общественный договор и гражданское общество А.А. АУЗАН Статья основана на материалах лекции автора, прочитанной в декабре 2004 г. в литературном кафе Bilingue (О.Г.И.) в рамках проекта Публичные лекции. Политру. Первая ее часть — обзор концептуальных представлений о проблемах экономического развития (в каких случаях и как страны преодолевают отсталость, выходят из исторически накатанной, но не ведущей к развитию колеи). Вторая — ясная реконструкция...»

«Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина Утверждено на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин и менеджмента Протокол № 5 от 25.12.2006 г. Зав. кафедрой канд. юрид. наук, доц. Ю.М. Буравлев ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Планы семинарских занятий Рязань 2007 ББК 67.0я73 Т33 Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного...»

«РАСПИСАНИЕ Учебных занятий 1 курса геологического факультета на ВЕСЕННИЙ семестр 2013-2014 учебного года 104(138) (21+12) день Время Время день 101(13) 102 (12) 119(8) 103(11) 111(6) 105(20) 112(15) 126(6) 106(14) 107(19) 108(12) 109(21) 110(20) Ч/н Ч/н Ч/Н с 17.02. практикум ФИЗИКА 1/2 гр. Общая геология МИНЕРАЛОГИЯ ВЫСШАЯ КРИСТАЛЛОХИМИЯ Ч/Н с 10.02. практикум физфак 339, 4 часа МИНЕРАЛОГИЯ С С ОСН. КРИСТАЛ. МАТЕМАТИКА ОБЩАЯ ГЕОЛОГИЯ 9:00- 9:00доп.гл.) Еремин Н.Н. ФИЗИКА Ч/Н с 10.02. лекция...»

«Основы науки о материалах и технологиях Лекция 1 Введение. Материаловедение как наука о свойствах, исследованиях, получении и применении материалов. Чтобы обеспечить развитие радиоэлектроники, потребовалось огромное количество радиодеталей и радиокомпонентов. В послевоенное десятилетие резисторы, конденсаторы, индуктивные катушки, электронные лампы и полупроводниковые приборы стали изготовляться в миллионных и миллиардных количествах. Собираемая из разнородных деталей электронная аппаратура во...»

«Нина Мечковская Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий http://www.gumer.info/index.php Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий: Агентство Фаир; 1998 ISBN 5-88641-097-Х Аннотация Эта книга – о связях языков и древнейших религий мира (ведическая религия, иудаизм, конфуцианство, буддизм, христианство, ислам). Показаны особенности религиозного общения в различных культурах, влияние религии на историю языков, фольклора, литературных и филологических традиций. Читатель...»

«ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХІХ века (ІІ пол.) УДК 811.161.0(091) ББК 83.3(2Рос=Рус)1я7 Р 89 Рекомендовано к изданию Ученым советом филологического факультета БГУ (протокол № 1 от 20. 10. 2004) А в т о р ы: Н. Л. Блищ (И. А. Гончаров, Проза А. П. Чехова); С.А. Позняк (Новаторство драматургии А. П. Чехова, А. Н. Островский) Р е ц е н з е н т ы: кандидат филологических наук, доцент — А. В. Иванов; кандидат филологических наук, доцент — Н. А. Булацкая Русская литература ХIХ века (II...»

«1 ЛЕКЦИЯ №22 СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИКА АТОМОВ И МОЛЕКУЛ Атом водорода в квантовой механике Решение задачи об энергетических уровнях электрона для атома водорода (а также водородоподобных систем: иона гелия Не+, двукратно ионизованного лития Li++ и др.) сводится к задаче о движении электрона в кулоновском поле ядра. Потенциальная энергия взаимодействия электрона с ядром, обладающим зарядом Ze (для атома водорода Z = 1), Ze 2 U(r ) =, (22.1) 4 o r где r — расстояние между электроном и ядром. Графически...»

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова П.А. Форш       ЗАДАЧИ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ ДЛЯ ХИМИКОВ                 Москва 2010     Оглавление  Предисловие Глава 1. Ньютоновская механика § 1. Уравнения Ньютона Глава 2. Уравнения Лагранжа § 2. Обобщенные координаты § 3. Уравнения Лагранжа в независимых координатах § 4. Уравнения Лагранжа при наличии диссипативных и электромагнитных сил Глава 3. Интегрирование уравнений движения § 5. Законы сохранения § 6. Одномерное...»

«Т. Е. Зыль Лекция 1. У Ч Е Н И К - Ч И Т А Т Е Л Ь. В О З Р А С Т Н ЫЕ ОС ОБЕ НН ОСТ И ВОСПРИЯТИЯ УЧ АЩ И МИ С Я Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Х П Р ОИ ЗВ Е Д ЕН И Й Пл а н л екции 1. Особенности восприятия учащимися художественной литературы. 2. Характеристика восприятия художественных произведений читателями разных возрастных групп. 3. Литературное развитие школьников и его критерии. 4. Развивающий характер уроков литературы. 5. Уроки общения с писателем. 1. Особенности восприятия учащимися...»

«РАСПИСАНИЕ Учебных занятий 1 курса геологического факультета на ВЕСЕННИЙ семестр 2012-2013 учебного года Время 101(10) 102 (17) 119(14) 103(13) 111(5) 104(21) 105(13) 112(15) 126(11) 106(16) 107(22) 108(12) 109(20) 110(21) день Время день Ч/н Ч/н Ч/Н с 18.02. практикум ФИЗИКА Минералогия МИНЕРАЛОГИЯ С Ч/Н с 11.02. ОБЩАЯ физфак 339, 4 часа Общая геология КРИСТАЛЛОХИМИЯ с основ.кристал. ОСН. КРИСТАЛ. практикум ГЕОЛОГИЯ 9:00- 9:00доп.гл.) Урусов В.С., Еремин Н.Н. Ряховская С.К. Ч/Н с 11.02. лекция...»

«Министерство образования и науки Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Челябинский государственный университет ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА Конспект лекций Для студентов направления подготовки 030300.62 – Психология Троицк 2013 1 Оглавление Возникновение и развитие психологии труда Общее представление о психологии труда Методы психологии труда Неэкспериментальные методы Труд как фактор исторического развития человека Стадии цикла...»









 
2014 www.konferenciya.seluk.ru - «Бесплатная электронная библиотека - Конференции, лекции»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.